Skip to content Skip to left sidebar Skip to footer

Наставничество

Нормативные документы

Федеральные

  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
  • Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)

Региональные:

  • Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.04.2020 г. №305-р «Об утверждении региональной целевой программы развития системы наставничества в сфере общего образования Томской области»
  • Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
  • Региональный проект «Современная школа»
  • Региональный проект «Успех каждого ребенка»
  • Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»
  • Письмо РЦРО № 647 от 18.06.2021 г. «Методические рекомендации по отражению «Наставничества» в рабочих программах воспитания в образовательных организациях Томской области»

На базе нашей школы с 22.01 по 03.02 2024 года проходила практику студентка ОГБПОУ «ТГПК» под руководством учителя начальных классов Сондор А.М. Студенткой были проведены открытые мероприятия: классный час на тему «Дружба», внеурочные занятия по профориентации, здоровьесбережению. Занятия были составлены интересно, дети с удовольствием включались в работу, выполняли задания.

Слет молодых учителей

Семинар «Организационно-содержательные аспекты работы с немотивированными обучающимися»

С 27 по 30 октября на базе парк-отеля «Лесной» проходил слёт молодых педагогов 2023. Представителями от нашей школы были педагоги Кузнецов Николай Олегович и Кузнецова Ксения Алексеевна. За время слёта участники познакомились с новыми интересными людьми,повысили свои педагогические навыки,участвовали в различных квестах, играх и выступлениях, слушали лекции по методике преподавания на уроках,ораторского искусства, создания игр для детей и взрослых,а так же повышении своих коммуникативных навыков. Всех участников слета поделили на 5 команд(красных,синих, розовых, зелёных, оранжевых), которые соревновались между собой в разных аспектах педагогической и спортивной деятельности. По окончании слета победителем стала команда «красных» за которую выступал Николай Олегович, который внёс ощутимый вклад в победу команды. Все участники были награждены сертификатами и дипломами за участие.

Квиз-игра для молодых педагогов «Ориентиры-детства»

В субботу, 23 сентября 2023 года состоялась КВИЗ-игра для молодых педагогов в возрасте до 35 лет из организаций общего, дошкольного, дополнительного образования Томской области «Ориентиры детства». Игровой чемпионат был нацелен на создание условий для развития профессиональных навыков и творческого взаимодействия молодых педагогов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. От девятнадцатой школы выступали следующие педагоги: Доев Евгений Георгиевич и Моргунов Алексей Николаевич – учителя истории и обществознания, Мирскова Ксения Александровна учитель русского языка и литературы, Горельская Виктория Витальевна, учитель начальных классов. В ходе мероприятия педагогам необходимо было использовать современные педагогические знания, интуицию и смекалку для решения разнообразных задач связанных с воспитанием и образованием детей. Педагоги нашей школы показали себя достойно и заняли второе место со счётом 33 балла, с отрывом от первого места всего в 2 очка.

Туристический слёт под названием «Сто дорог»

16 сентября на территории центра «Кедровый» состоялся туристический слёт под названием «Сто дорог» в котором приняли участие наши молодые преподаватели в составе Кузнецова Николая Олеговича, Кузнецовой Ксении Алексеевны и Волкова Александра Николаевича. Наши молодые специалисты прошли большой туристический отрезок полный подъемов и спусков, различных загадок и заданий. А в конце пути состоялся кулинарный поединок между всеми участниками слета.

Мастер-класс для молодых педагогов

«Наставничество как развивающее пространство молодого специалиста»

Наставничества в нашей школе рассматривается как комплекс психологической и методической помощи и поддержки молодым учителям для создания комфортной и стабильной развивающей среды, для организации успешного   процесса.

Практика наставничества «Наставническая среда в школе» направлена на достижения контрольных точек Национального проекта «Образование».

Ключевым понятием является среда. Мотивирующая наставническая среда, где взаимодействие всех участников и есть главный механизм формирования этого пространства.

Формы наставничества в нашей организации:

  1. «учитель – учитель»

1.1 «опытный учитель-молодой учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку необходимых для развития профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепление на месте работы.

1.2. «заместитель директора – учитель» конкретная профессиональная помощь и психоэмоциональная поддержка административного кадрового резерва школы.

Организация методической работы с молодыми специалистами, направленная на их профессиональный рост и успешное вхождение в профессию, осуществляется комплексно:

  • через реализацию наставничества;
  • через проведение профессиональных педагогических конкурсов;
  • через самообразование (ИППР –индивидуальный план профессионального развития);
  • через деятельность Клуба молодых специалистов школы;
  • через информационно – методическое сопровождение.

 

Нормативные документы

Муниципальные

Распоряжение департамента образования  администрации Города Томска №735-р от 17.08.2021 г. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томска» на 2021 -2024 гг»( молодые педагоги)

Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе   образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» (молодые педагоги) (приложение № 1)

Комплексный план мероприятий  («дорожная карта») по развитию наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг. (молодые педагоги) (приложение № 2)

Положение о наставничестве на муниципальном уровне

Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 29.05.2018 № 428р «Об утверждении Положения о наставничестве на муниципальном уровне»

Муниципальная сеть по методическому сопровождению молодых педагогов «Молодой специалист»

Школьные

Программа работы с молодыми специалистами в МАОУСОШ № 19 г. Томска

Наставничество как развивающее пространство молодого специалиста

Приказ об утверждении Дорожной карты по развитию наставничества в МАОУ СОШ №19 г.Томска

Дорожная карта по развитию наставничества

Положение  о Клубе наставников в МАОУ СОШ №19 г.Томска

Приказ «Об организации наставничества»

База наставляемых (обучающиеся и педагогов) МАОУСОШ № 19 г. Томска

В рамках реализации Дорожной карты по подготовке педагогических кадров Томской области, утвержденной в 2022 году заместителем Губернатора Томской области по внутренней политике и территориальному развитию и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации в МАОУСОШ № 19 г. Томска организовано наставничество обучающихся, поступивших в рамках квоты целевого приема в ТГПУ. По состоянию на сентябрь 2023 года 3 обучающихся ТГПУ заключили договоры о целевом обучении с образовательными организациями Города Томска.

Факультет Направление подготовки Профиль 1 Профиль 2 ФИО наставника План работы с целевиком
ИИЯМС 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Иностранный (английский язык) Русский язык как иностранный Порхунова Алина Николаевна, учитель английского языка Консультации
ИИЯМС 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Иностранный (английский язык) Русский язык как иностранный Стрипко Наталья Андреевна, учитель английского языка Консультации

Педагоги нашей школы приняли участие в профессиональном конкурсе «Педагог-наставник» и представили на заочном этапе педагогический проект и педагогическое эссе «Мой наставник»

15 декабря 2022года на базе МБОУ СОШ № 49 прошел конкурс для наставников и молодых педагогов начальной школы «Дуэт. Творчество. Партнерство». В конкурсе участвовали наши педагоги: наставник Зайцева В.В., молодой педагог Шумилина Ю.И. Педагоги заняли 1 место. Конкурсные задания были направлены не только на знание современных трендов в образовании, историю педагогики. Учителя продемонстрировали свои творческие способности, погружаясь в другую эпоху, составляя эмодзи. Полтора часа игры пролетели молниеносно и с пользой, как для молодого учителя, так и для наставника.

На базе нашей школы ежегодно проходят педагогическую практику студенты ОГБПОУ Томского государственного педагогического колледжа. Педагоги-наставники оказывают помощь студенту-практиканту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

 

В целях поддержки взаимодействия студентов, направленных на обучение в ТГПУ на целевое обучение, и наставников стартовал карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое.

В рамках данного проекта 28.10.2022г. на базе научной библиотеки ТГПУ состоялось карьерное событие «День целевика». Прошел интерактив «Давайте познакомимся!», где участники выполняли задания малыми группами.

Проходило интервьюирование целевиков. Школьники и наставники задавали свои вопросы, а целевики давали на них развернутые ответы.
Было задано много интересных и запоминающихся вопросов, которые задавали наши участники. Вот что ответили наши целевики:

– Оказывалась ли вам поддержка в период обучения организацией-заказчиком?
Ответ целевика:

Наша школа предоставила возможность вести занятия по внеурочной деятельности по танцам, посещать открытые занятия, ближе знакомиться с будущей профессией, с детьми, а также использовать полученные в университете знания на практике.

«ученик – ученик»

Предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает лидерскими и организаторскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

Цель — разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
  2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
  3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
  4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
  5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
  6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Результат:

  1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
  2. Повышение успеваемости в школе.
  3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
  4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
  5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
  6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и КДН.
  7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся

 

 «учитель – ученик»

Цель: раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание организационно-педагогических условий для успешной социализации учащихся на стадии формирования профессиональных намерений (в рамках МИП); разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

Результат:

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

 

Нормативные документы

Муниципальные:

  • Распоряжение департамента образования Города Томска от 06.08.2021 г № 688-р «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» Приложение «Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2020-2024 гг.»

Школьные

Приказ об утверждении Дорожной карты по развитию наставничества обучающихся в МАОУ СОШ №19 г.Томска

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества обучающихся в МАОУСОШ № 19 г. Томска

План наставничества (обучающиеся 8–11 классов, технические профили)

 Итоги первого полугодия в направлении «Нейротехнологии и когнитивные науки»

День целевика

30 ноября на базе Центра карьеры ТГПУ прошло онлайн-мероприятие «День целевика». На событии встретились наставники, студенты-целевики и школьники, заинтересованные педагогической профессией.
На мероприятии было подробно рассказано о поступлении, проходных баллах, особенностях обучающих программ и преимуществах целевого поступления.
Команды должны были составить план совместной работы, подробно ознакомившись с сайтом ТГПУ — «Абитуриент ТГПУ». В конце мероприятия все команды сделали фотографию на память.

День открытых дверей в ТГПК

14.04.2023 года в рамках карьерно-образовательного проекта «ПРОцелевое» в «Томском государственном педагогическом университете» прошла НЕконференция «Целевое». В конференции приняла участие команда нашей школы: Стерляжникова А.В., педагог-наставник; Мирскова К.А., студент- целевик; Жданов Артем, обучающийся 11 класса. Артем узнал все необходимое: как поступить, какие документы и когда подать, как определить организацию-заказчика, как будет проходить практика и трудоустройство и др.
На итоговом этапе – целевом экспресс-хакатоне наша команда выбрала интересующий вектор: образование и разработали план мероприятия. Название «В мире фольклора».
Целевая аудитория — обучающиеся 2-х-7-х классов.

Основная содержательная идея — углубить и расширить представления школьников о фольклоре как части народной культуры. Мероприятие планируется провести 10 мая 2023 года.

Тьюторская НЕконференция «Шаги к учителю будущего: ценности и смыслы» 17 февраля, обучающиеся нашей школы психолого-педагогической группы приняли участие в межрегиональном научно-методическом событии «Тьюторской НЕконференции «Шаги к учителю будущего: ценности и смыслы», организованной Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского и МАОУСОШ № 58 г. Томска. Прошло открытое занятие по теме «Педагогические технологии». В интерактивном режиме старшеклассники познакомились с моделью урока перевёрнутого класса. Вначале ученики работали с учебными материалами, представленными в виде электронных образовательных ресурсов, далее в формате групповой работы решали проблемы, обсуждая и дискуссируя. Во второй части занятия школьники создавали мини проекты. Каждая группа представила свой вариант графического решения проблемы используя приемы: фишбоун, mind map кластер. Обучающиеся двух школ МАОУ СОШ № 58 и МАОУСОШ №19 активно и с интересом погрузились в данную технологию.

Очная сессия Открытого педагогического класса стартовала в ТГПУ

Приказ о подготовке и проведении научно-практической конференции «Поиск. Творчество. Успех.»

Итоги НПК «Поиск. Творчество. Успех.» в 2021-2022 учебном году

Итоги школьной научно-практической конференции «Поиск! Творчество! Успех!» в 2022-2023 учебном году

В конце учебного года прошла школьная научно-практическая конференция «Поиск! Творчество! Успех!». В рамках данной конференции учащиеся 1-11 классов представили свои проектные работы. Заместитель директора по научно-методической работе Елена Владимировна Тюделекова отметила высокий уровень работ в этом году, работы вызывают интерес, раскрывают важные вопросы современности, решают актуальные проблемы.

На итоговой линейке директор школы Богомолова Татьяна Владимировна наградила победителей конференции сладкими призами.

Некоторые разработки ребят будут доступны в социальных сетях нашей школы.

Полный список участников конференции представлен в таблице

Итоги НПК «Поиск! Творчество! Успех!» 2023 год

Средняя школа

Фамилия Имя Результат Тема Руководитель
1

Чижов Иван, Кошкаровский Константин, Беляков Владислав

10А класс

I место IoT-устройство контроля температуры в серверном помещении Пушкарев М.С.
2

Климешин Егор, Мустафин Марат

10 класс

I место МИОБОС-тренер Пушкарев М.С.
3

Мелехина Софья

10 класс

I место Книга «Каждый алхимик желает быть магом» Поляшенко В.И.
4

Барабаш Алина, Андросова Ангелина, Королькова Анастасия, Москвина Ангелина, Пантюшина Анастасия

10 класс

I место Виртуальные экскурсии по школьному музею Волков А.Н.
5

Мустафин Марат

10 класс

II место Концепция современной этики Моргунов А.Н.
6

Филимонов Вячеслав, Курдюкова Дарья, Годовалова Софья

10 класс

II место РПП  
7

Григорьева Любовь

10 класс

Участие Сбор батареек  
8

Мазур Артем, Митрошкин Сергей

10 класс

Участие Интернет-зависимость  
9

Броцман Игорь, Истомин Роман

10 класс

Участие Кислородные коктейли  
10

Сокологорский Константин

10 класс

Участие Спартакиада в школе Самсонов В.С.

 

Основная школа

Фамилия Имя Результат Тема Руководитель
1

Лебзак Елизавета

7А класс

I Школьный дендрарий Проданова Е.А.
2

Ермолина Д., Макарова Н., Клишина В., Самуш А., Владимиров Ю., Штивол Н.

8В класс

I Математика в реальной жизни Руденко Ю.В.
3

Вережникова Т., Граф А., Яковлева К.

5В класс

II Влияние гаджетов на подростков Шевченко К.О.
4

Игумнова С., Ермолина Д.

8В класс

II Вред татуировок Еремина Е.В.
5

Егорова Олеся

9А класс

III Влияние соцсетей на подростков Журавлева М.А.
6

Малахова П., Дмитрук У.

6Б класс

участие Настольная игра по английскому языку Стрипко Н.А.

 

Начальная школа

Фамилия Имя Результат Тема Руководитель
1

Артемова Алина, Белоущенко Алиса, Гаврилов Матвей, Голубенко Таисия, Денисенко Сергей, Иванов Андрей, Морозов Александр, Новиков Лев, Олейникова Ксения, Соломаха Виктория, Хонг Матвей

2Б класс

I Умный ночник Пушкарев М.С., Арцимович Т.А.
2

Рыбакова Ксения, Мальцев Ярослав, Растрыгина Алина

3Б класс

Иванов Семен, Иванов Степан, Грубый Гордей, Доманевская Варвара, Подставский Кирилл, Ардашева София, Нильзин Андрей, Батаева София

3А класс

I Умный полив растений Пушкарев М.С., Сондор А.М., Боброва М.С.
3 1А класс I «Путешествие по маминой стране» Зайцева В.В.
4 1Б класс      
5 1В класс I «Путешествие по маминой стране» Боброва М.С.
6 2А класс II «Ура! Игра!» Ведерникова М.И.
7 2Б класс I Лепбук «Игры» Арцимович Т.А.
8 2В класс III «Ура! Игра» Кузнецова К.А.
9 Павлова Алина
Иванов Семен
Иванов Степан
Батаева София
Доманевская Варвара
Трегубов Максим
Грубый Гордей
Тамочакова Ева-София
Гронская Юлия
Киселева Лилия
Волкова Виктория
Назарова Ксения3А класс
II «Улица на которой я живу» Сондор А.М.
10 3Б класс II «И песня готова на бой. Песни военных лет « Боброва М.С.
11 3В класс III «О родине в стихах» Камелина Е.А.
12 4А класс I «От игры к профессии» Рубцова М.Б.
13

4Б класс

Акимова Милана

Антипов Данил

Вережникова Виктория

Заломихина Екатерина

Кошурин Семён

Лисовская Анастасия

Михайлова Виктория

Павлов Марк

Перебейнос Елизавета

Сизов Никита

Синькевич Максим

Тахтаракова Диана

Шарепо Анастасия

II Игра «Мир профессий» Тюделекова Е.В.
14 4В класс I «Калейдоскоп профессий» Шумилина Ю.И.